- Виктория
- 07.01.2025
“Ложечку за маму?” vs “Не хочешь есть? Свободен!” Как привить ребенку правильные пищевые привычки
Как говорится, мы – то, что мы едим. А если быть точнее, мы – то, что едим, как мы едим, когда мы едим и т. д. У каждого – своя культура еды, в которой есть определенный режим, ритм, предпочтения и даже страхи с предрассудками. Какая культура еды сформируется у вашего ребенка, напрямую зависит от вас. А в первые годы жизни – целиком и полностью от вас. О том, как правильно формировать пищевое поведение, почему не стоит заставлять ребенка есть и какое значение имеет чувство голода, рассказываем по материалам лекции от семейного психолога Надежды Степановой (Лекция «Формирование пищевого поведения у детей: ошибки и решения» в рамках Образовательного семейного фестиваля «Мамин день»).
Формирование вкусов
Изначально у ребенка нет никакого мнения о продуктах. При переходе к прикорму ему только предстоит формировать свой каталог вкусов. Но мамино молоко, которым малыш питается первые месяцы жизни, имеет сладковатый вкус. Поэтому если вы начнете прикорм с яблочек и грушек, то сильно осложните себе задачу с последующим вводом кабачков, брокколи и других диетических овощей и несладких продуктов. Дело в том, что ребенок гораздо охотнее ест то, что он знает и принимает. Поэтому сладковатый вкус фруктов, памятуя мамино молоко, он воспринимает проще.
Если нет никаких противопоказаний к употреблению тех или иных продуктов, активно вводите разнообразную пищу в рацион ребенка. Чем больше вкусов он будет знать, тем лучше.
Личный пример
Маленький ребенок во всем старается подражать родителям. Если вы привыкли наскоро завтракать чашкой кофе с бутербродом, а то и вовсе не завтракать, то не стоит рассчитывать, что ребенок с удовольствием будет уплетать по утрам кашу. Но если вы сами с завидной регулярностью и без отвращения едите кашу, ребенок будет воспринимать ее совершенно спокойно.
То же самое относится и к вопросам эстетического характера. Если мы сами сидим спокойно за столом, ведем приятную беседу и аккуратно едим, то велика вероятность, что малыш будет тоже культурно вести себя за едой. Важно понять, что никакие одергивания из разряда «сядь прямо/ешь аккуратно» не помогут, если вы сами ведете себя не так. Так вы только спровоцируете у ребенка невроз.
«Мой ребенок ничего не ест!»
Распространенная проблема, которая в большинстве своем и не проблема вовсе. Прежде чем паниковать, нужно проанализировать, а давали ли вы ему что-то другое? Возможно, у вас очень однообразное питание. Однако многие родители парируют: «Мы и так знаем, что ему это не нравится». Но никогда нельзя делать выводы по первой реакции. У ребенка только формируются вкусы. Сегодня ему не понравился банан, а послезавтра он может его распробовать. К любому новому вкусу надо привыкнуть, он не сразу вписывается в каталог вкусов малыша. А пока он туда не вписался, он не может быть принят.
А во-вторых, признайтесь честно: грешите ли вы перекусами? Так вот, многие мамы, которые так сокрушаются, что их ребенок «ничего не ест», то и дело норовят ему подсунуть то печеньку, то йогурт. А «иначе в него ничего не запихнуть»! Но вы просто-напросто не даете наступить чувству голода, которое так важно для оптимального режима питания. Ребенок же постоянно получает какие-то вкусняшки. Зачем ему есть нормальную еду?
По мере того, как он взрослеет, это усугубляется. Он уже не просто не голоден, он начинает этим пользоваться и манипулировать вами. Он понимает, что стоит на маму чуть-чуть надавить, топнуть ножкой, всплакнуть – и вместо каши можно получить что-нибудь вкусное.
Про «заедание»
Наша привычка «заедать» неприятности и дискомфорт – родом из далекого детства. Когда младенец плачет, ему зачастую дают грудь или бутылочку. Особенно это актуально для тех, кто выбирает формат кормления «по требованию». Детский плач в основном трактуется как чувство голода, хотя таковым может и не являться. Ребенку может быть холодно, жарко или у него дискомфорт в животике. И, как правило, не разобравшись в проблеме, первое, что мы делаем, – даем еду.
Когда ребенок взрослеет, мы переходим на печеньки. Пытаясь успокоить или поднять ребенку настроение, мы подсовываем ему очередную вкусняшку. При этом вкусняшка съедена, а проблема никуда не делась.
Другими словами, это и есть то самое «заедание» дискомфорта. А потом мы удивляемся, почему же, когда мы нервничаем, бежим к холодильнику и метем все со страшной силой.
Про наоборот
Есть другие люди. Они во время стрессовой ситуации, наоборот, отказываются от еды. И не могут нормально есть, пока проблема не решена. Для малышей зачастую таким стрессом становится разлука с мамой. У многих это состояние обостряется в период адаптации к детскому саду. Воспитатели говорят: «Ваш ребенок совсем ничего не ест». Дело не в том, что еда какая-то не такая. Просто ребенок испытывает тревогу. Критичность ситуации довольно легко определить. Если аппетит не нормализовался в течение двух недель, стоит задуматься. Возможно, малыш еще слишком мал для детского сада.
Не хочешь есть? Свободен!
Наказание едой – это прямо классика отечественного воспитания, мол, не съел – гулять не пойдешь. И это еще лайт-версия. Некоторые родители пускаются в пространственные рассуждения и за недоеденную тарелку супа обрисовывают ребенку весьма мрачные перспективы его будущего: «Вот ты плохо ешь, будешь слабый, хилый, с тобой никто не будет дружить и играть…»
Все это надо искоренять в себе со страшной силой. Еда не должна ассоциироваться у ребенка с таким негативом. Не хочешь есть? Свободен!
«Ложечка за маму», или Про чувство сытости
Помимо голода, ребенок должен распознавать и чувство сытости. Настоящее чувство сытости. Он должен уметь вовремя остановиться. Именно в тот момент, когда наелся. Поэтому никаких «за маму и за папу». Не заставляйте его съесть все, что положено в тарелку. Возможно, вы просто не чувствуете его норму. А она у всех разная.
Что происходит с детьми, которым не дают остановиться, когда того требует организм? Они просто перестают его слышать и в любой непонятной ситуации упорно доедают, что дали и сколько дали. Из таких детей вырастаем мы, взрослые, которые, придя в гости, методично дегустируем все, что есть на столе. А как же? Надо ведь все попробовать! При этом мы можем даже по-настоящему все это и не хотеть. Что происходит потом, все прекрасно знают: тяжесть в животе, лишние килограммы и постоянное чувство вины за все съеденное.
Если у ребенка нет дефицита веса, не стоит его насильно кормить. Сегодня он поел меньше, завтра – больше. Это абсолютно нормально. Ведь и дети растут скачкообразно. Они сначала набирают вес, а потом резко вытягиваются, потом опять набирают вес и опять вытягиваются.
Чего нельзя делать за столом?
Идеально, если мы сидим за столом и цивилизованно общаемся на приятные темы, обсуждаем планы и обмениваемся интересной информацией. За едой ни в коем случае нельзя выяснять отношения и ругаться. Если это происходит с завидным постоянством, то рано или поздно процесс приема пищи у ребенка начнет ассоциироваться с конфликтами и руганью. Он просто будет отказываться от еды, только бы не выслушивать все это.
Есть еще одна любимая родительская тема – совмещать семейный ужин с неприятными расспросами про школьные успехи. Все уселись есть, и тут начинается: «Ну, как дела в школе? Какие оценки ты получил? А почему это у тебя по русскому не 5, а 4?» и т. д. Отложите все эти разговоры на потом, а ужин проведите в приятной обстановке. Конечно, если для вашего ребенка школа – это радость, и он взахлеб готов рассказывать про школьные будни, то это будет вполне к месту.
Ребенок тоже имеет право на выбор
Он должен уметь ориентироваться во вкусах и понимать, что он любит, а что – нет. Речь, конечно, не о том, что он не любит ничего, кроме конфет. Но не любить грибы и жидкую кашу он имеет полное право. И вам следует считаться с его предпочтениями.
Но чем меньше ребенок, тем меньше выбора. Не потому что «вы лучше знаете», а потому, что малыш толком еще ничего не знает. Если двухлетку спрашивают: «Какой йогурт ты хочешь – банановый, ананасовый или клубничный?», он говорит: «Хочу банановый». Вы открываете банановый, а он тут же: «Нет, я передумал, я хочу клубничный». И так далее. Все дело в том, что вкусы и предпочтения еще не сформированы. Каталог вкусов формируется к трем-четырем годам.
За кем окончательное слово?
Несмотря на то, что у ребенка есть право выбора, оно должно распространяться на здоровую пищу. Гречневая каша или кукурузная? Яблоко или груша? Йогурт или творог? Выбор не должен делаться между шоколадкой и овсяной кашей. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы ребенок манипулировал вами в вопросах еды. Ведь правильное сбалансированное питание – основа здорового организма.
P. S. И что же? Все запрещать?
Конечно, рано или поздно ребенок попросит чипсы, вон ту шоколадку и печенюшки из рекламы. И чем старше ребенок, тем сложнее им управлять. Что же делать? С одной стороны, понятно, что это гадость, но, с другой – нельзя просто безапелляционно все запрещать. Ваша привязанность пострадает, а он найдет способы, как все это попробовать, что вы даже и не узнаете. Объясняйте ребенку, что «да, можно, но очень редко, иногда, в исключительных случаях, по праздникам». Следите за тем, чтобы вся эта гастрономическая запрещенка не начала входить в ежедневный рацион.
Источник: http://www.proaist.ru/articles/lozhechku-za-mamu-vs-ne-khochesh-est-svoboden-kak-privit-rebenku-pravilnye-pishchevye-privychki/
Вам также может понравиться
“Ложечку за маму?” vs “Не хочешь есть? Свободен!” Как привить ребенку правильные пищевые привычки
https://umniy-malish.ru/vospitanie/lojechky-za-mamy-vs-ne-hochesh-est-svoboden-kak-privit-rebenky-pravilnye-pishevye-privychki.html