• Виктория

Как научить ребенка адаптироваться к жизненным изменениям


Мы пытаемся сделать мир для наших детей структурированным и предсказуемым. Мы прилагаем много усилий, чтобы создать им распорядок, и говорим им о своих ожиданиях.

Мы хотим, чтобы их жизнь была стабильной и безопасной. Когда дети вырастают, мы надеемся, что такая дисциплинированность поможет им выстоять в изменчивом мире. Но как подготовить ребенка ко взлетам и падениям, которые неизбежно будут случаться в его жизни? Один из способов – развить у него позитивное отношение к изменениям.

Позитивное отношение означает не наивность или подавление чувств, а реалистичную оценку положительных и отрицательных моментов, связанных с изменениями. С одной стороны, изменения помогают нам приобрести новый опыт и способствуют нашему благополучию. С другой стороны, если изменение связано с потерей, человек должен прожить утрату и справиться со своими чувствами. И, если изменения становятся для нас препятствиями, это означает, что мы можем использовать их себе на пользу и должны быть к ним готовы.

Чтобы развить у ребенка позитивное отношение к изменениям, можно использовать следующие стратегии:

1. Хотя мы и пытаемся сделать жизнь ребенка безопасной и предсказуемой, время от времени в ней будут происходить изменения, иногда – трагические. Мы можем использовать этот опыт для того, чтобы научить ребенка адаптироваться. Прежде всего, следует некоторое время понаблюдать за ним. Обратите внимание на то, как он реагирует на возможные изменения. Его реакция всегда одинакова? Проявляет ли он упорство? Возможно, он испытывает беспокойство или страх? А может быть, он с нетерпением ждет изменений? Такое поведение может проявляться у него и во взрослой жизни. Ваша задача – изменить негативные установки ребенка, пока они не укоренились в его сознании.

2. Когда ребенок сталкивается с новой ситуацией или предстоящими изменениями, поговорите с ним о его чувствах. Иногда это бывает непросто. В зависимости от возраста, темперамента ребенка и конкретной ситуации, ребенок легче или труднее может говорить о своих чувствах. Если он не может прямо назвать свои чувства, наведите его на мысль. Расскажите похожую историю из своей жизни и объясните, что чувствовали в тот момент. Младшим детям можно почитать книжку с картинками, где главный герой попадает в похожую ситуацию.

3. Позвольте ребенку скорбеть о потерях, которые случаются в его жизни. Признайте реальность его утраты и поддержите его. Если ребенку не позволено выражать свою печаль, это может повысить его тревожность и привести к депрессии.

4. Поймите, как ребенок смотрит на мир. Его чувства по поводу предстоящих изменений тесно взаимосвязаны с его пониманием происходящего. Если он думает, что, когда вы переедете в другое место, он не сможет найти себе друзей, вероятно, он чувствует грусть и страх. Прямо спросите ребенка, что он чувствует по поводу предстоящих событий.

5. Убедитесь, что ребенок мыслит не категорически. Категорическое мышление – это склонность видеть весь мир в черно-белых тонах и относиться к изменениям пессимистично.

Ребенок может употреблять слова «никогда», «всегда», «каждый», «никто» и т. д. Например, он использует такие фразы: «У меня никогда не будет друзей в новой школе», «У всех уже есть друзья» или «Никто не захочет дружить со мной». Именно так ребенок видит ситуацию, но объективно это не так. Ваша задача – поставить под сомнения такие утверждения ребенка и помочь ему увидеть будущее в более оптимистичном свете. Если вы постоянно подвергаете сомнению категорическое мышление ребенка, он сам начинает мыслить по-другому.

6. Подготовьте ребенка к тому, что некоторые его страхи могут оправдаться. Например, если на новом месте ребенок не может ни с кем познакомиться, предложите ему поговорить с кем-то на автобусной остановке или специально познакомиться с соседями. Разумеется, если ребенок очень застенчив, вы должны это учесть. Кроме того, спросите ребенка, какой он сам видит выход из сложившейся ситуации. Научите ребенка предусматривать обстоятельства – это поможет ему на протяжении всей жизни. Проактивные люди способны контролировать обстоятельства, и более удовлетворены жизнью.

7. Предложите ребенку представить положительный исход события. Пусть он подумает, какие возможности дает ему эта ситуация. Такое упражнение учит ребенка оптимизму. Через некоторое время ребенок сам приучится мыслить позитивно.

8. После того, как ребенок смог адаптироваться к изменениям, акцентируйте его внимание на достижении. Напомните ему, какие пессимистичные ожидания были у него раньше, и сравните их с реальностью. Это поможет ребенку изменить свое восприятие реальности в будущем.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest