Что на самом деле понимает двухлетний малыш
Светлана, мать двухлетней Юли, рассказывает: «Когда моя маленькая дочь болела расстройством пищеварения, я работала удаленно. Обычно, когда дочь болеет, она не становится менее энергичной и играет так же много, как и обычно. В такие времена я не могла работать. Но в этот раз было не так. Дочь чувствовала недомогание и просто хотела посидеть у меня на коленях. Мне это очень нравилось, и я совершенно не беспокоилась о том, чтобы заразиться от нее. Кроме того, я решила воспользоваться случаем и поработать. Я достала свой рабочий ноутбук.
Однако через некоторое время дочь закрыла мой ноутбук со словами: «Хватит работать, мама». Она чувствовала, что не получает достаточно моего внимания и хочет просто посидеть у меня на коленях, чтобы ничего меня не отвлекало от нее – ни ноутбук, ни мобильный телефон, ни что-нибудь другое. И тогда я поняла, как часто мы с супругом, проводя время с дочерью, отвлекаемся на то, чтобы проверить свою страницу в социальных сетях или выполнить какие-либо рабочие задания».
Светлана задалась вопросом, как же можно изменить такое поведение дочери: «Мы поговорили с мужем и сошлись во мнении, что нам следует показывать хороший пример нашей дочурке. И это должна быть непрерывная работа, день за днем. Мы напоминаем друг другу, если кто-то из нас слишком углубляется в работу в ущерб нашим взаимоотношениям с Юлей, отвлекается на мобильный телефон во время разговоров с ней, повышает на нее голос или плохо себя ведет. И это положительно сказывается на нашей дочери. Она практически без напоминаний говорит «пожалуйста» и «спасибо». Когда кто-то чихает, она говорит «будь здоров», когда ей нужно пройти – «разрешите», и даже подходит, чтобы похлопать меня по спине и спросить, все ли со мной в порядке, когда я кашляю.
Мне также пришлось уделять много внимания нашим родственникам, друзьям и воспитателям в детском саду, то есть людям, с которыми дочь проводит много времени. Я объяснила, что мы стараемся показывать дочери хороший пример, и попросила их также следить за своими словами и тоном голоса, когда они разговаривают с ней. Конечно, мы и сами не всегда можем себя контролировать, но родственники и друзья поддерживают нас в этом и тоже стараются себя контролировать. Даже воспитатели в детском саду стараются показывать пример хорошего поведения».
Так что же на самом деле понимает двухлетний ребенок? Так ли мало, как принято считать?
Ребенок понимает гораздо больше, чем мы думаем. Например, родителям следует внимательно следить за тем, что они говорят в присутствии ребенка, потому что он понимает все их слова. Ребенок также видит, когда родители, играя с ним, отвлекаются на работу или мобильный телефон. Однако он не всегда может правильно объяснить происходящее, и выразить свои потребности. Поэтому в таких случаях он, например, закрывает ноутбук, впадает в истерику или начинает разбрасывать игрушки по полу. Когда происходит нечто подобное, родители должны спросить себя: что вызвало такое поведение их малыша? Задавая себе такой вопрос, родители часто, к своему удивлению, понимают, что сами спровоцировали ребенка на такое поведение. Ребенок пытался привлечь их внимание, а они были заняты своим мобильным телефоном или еще чем-то. Возможно и то, что родители повысили голос на ребенка, будучи расстроены из-за чего-то, совершенно не связанного с ним. Чаще всего, можно найти подобную причину такого поведения ребенка.
Светлана говорит, что ее дочь не всегда видит различные ситуации так же, как они с мужем: «Недавно мы втроем ехали в машине. Мы с мужем разговаривали, и дочь неожиданно сказала: «Остановитесь!». Мы удивились, но вскоре поняли, что разговор, который нам с мужем казался вполне нормальным, дочери показался похожим на спор. И она говорила нам, чтобы мы прекратили кричать друг на друга. Мы объяснили ей, что не спорили, но иногда мы так увлеченно разговариваем, что начинаем говорить слишком громко. Но вместе с тем я была довольна, что дочь сказала нам остановиться, а не молча переняла нашу модель поведения».
«Я понимаю, что, скорее всего, хорошие манеры, которые мы прививаем дочери, изменятся, когда она станет старше, – говорит Светлана. – Но я рада, что мы с мужем делаем все возможное, чтобы создать прочную основу для развития хороших манер и самосознания нашей дочери. Привить ребенку хорошие манеры – нелегкий труд, но лучший способ это сделать – показать ребенку достойный пример. Лишь посмотрев на ситуацию со стороны, мы поняли, что стоит больше внимания уделять собственному поведению, а не списывать все плохое поведение ребенка на «ужасный двухлетний возраст».