Дети учатся настойчивости у взрослых
Представьте ситуацию: вам нужно открыть банку с вареньем, но она никак не поддается. Что вы сделаете после пары минут усилий – продолжите попытки или просто возьмете другую банку?
Нам постоянно приходится решать, сколько усилий и времени нужно приложить к решению той или иной задачи? Наше время и энергия не безграничны. Чтобы уделить пять минут и открыть банку, мы должны пожертвовать временем, предназначенным для других занятий. В любой ситуации нужно решить: как долго прилагать усилия к решению задачи.
Что делать, если не получилось с первого раза?
Мы решаем, сколько времени уделять решению задачи, в зависимости от того, насколько она для нас важна. Исследования показывают, что самоконтроль и настойчивость больше влияют на успеваемость ребенка в школе, чем уровень интеллекта. На успеваемость могут влиять даже личные убеждения ребенка по поводу того, стоит ли проявлять настойчивость. Дети, которые считают, что успех зависит от приложенных усилий, добиваются большего успеха, чем те, кто считает, что все зависит от способностей.
Именно поэтому важно с детства развивать у ребенка настойчивость. Мы прекрасно знаем, что маленькие дети интересуются всем, что видят вокруг. При этом они не просто исследуют – они постоянно учатся. Всего на нескольких примерах, увиденных вокруг, они могут усваивать причинно-следственные связи и социальные роли. Это под силу даже полуторагодовалому ребенку.
Но можно ли таким образом научить ребенка настойчивости? Если это так, возможно, настойчивость – это не врожденная черта? Может быть, эту черту формирует социальное окружение?
Сдаться или потерпеть неудачу?
Психологи провели эксперимент с полуторагодовалыми детьми. Сначала взрослый на глазах у ребенка выполнял одно из двух действий: доставал игрушку из коробки или снимал брелок с карабина. В одних случаях он прилагал усилия, в других – делал это легко. Затем ребенку давали музыкальную игрушку с большой кнопкой сверху. На игрушке также была еще одна потайная кнопка, с помощью которой включалась музыка. Ребенку показывали, что игрушка издает звуки, отдавали игрушку, после чего взрослый выходил из комнаты. Дальнейшие действия ребенка записывались на видео.
Из 182 детей чаще пытались активировать игрушку те, которые до этого видели, как взрослый прилагает усилия. Иными словами, дети поняли необходимость приложить усилия после того, как увидели это со стороны взрослых.
Дети не просто подражали действиям взрослого: они обобщили его опыт и применили к другой задаче. Взрослый никогда не показывал, как включить звук в игрушке. Вместо этого он на других примерах (игрушки в коробке и карабина) показывал, что в достижении цели нужна настойчивость.
Однако родители, испытывая фрустрацию, чаще всего сосредотачиваются на задаче, а не на том, чтобы научить ребенка ценности усилий. Но могут ли дети научиться настойчивости у родителей, которые не демонстрируют ее намеренно? Чтобы ответить на этот вопрос, был проведен еще один эксперимент. Выполняя задачу, взрослый никак не контактировал с ребенком – не устанавливал зрительный контакт и не разговаривал с ним. Ребенок, наблюдая за взрослым, усердно пытался выполнить свою задачу. Однако усердие было намного слабее, когда взрослый не общался с ребенком.
Дети учатся настойчивости, наблюдая за настойчивостью других
Учителя и родители хотят знать, как научить ребенка настойчивости в решении проблем. Вышеупомянутые эксперименты свидетельствуют о том, что дети учатся этому на примерах взрослых. Младенцы внимательно наблюдают за окружающими и используют полученную информацию, формируя собственные модели поведения.
Однако дети не просто учатся тому, что им нужно усердно стараться. Как и взрослые, дети оценивают, нужно ли проявлять настойчивость. Если ребенок видит, что взрослый старается ради достижения цели, он начинает стараться сам. Если он видит, что взрослый достигает цели без труда, он делает вывод, что настойчивость не нужна.
Итак, как же быть родителям? Жизнь бывает гораздо сложнее, чем эксперименты. Но если вы уверены, что ваш ребенок может добиться многого, проявив настойчивость, стоит показать ему в этом пример. Кроме того, не стоит показывать ребенку, что в жизни все дается легко. Когда в следующий раз ребенок увидит, что вы прилагаете усилия, чтобы открыть банку, это будет для него полезным уроком на будущее.